Заголовок:
Комментарий:
Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЦТ — русский язык
Вариант № 224283
1.  
i

Пи­шет­ся е на месте всех про­пус­ков в рядах:

1) упре­кать в сла­бо­во­ли.., лан­дыш..вый
2) на го­лу­бе­ющ..м не­бо­свод..
3) в этой речк.., овраж..к
4) ми­нувш..м днём, пугов..чка
5) из-за ро­бост.., этот доб­ро­вол..ц
2.  
i

Двой­ные со­глас­ные пи­шут­ся в сло­вах:

1) обе(с/сс)це­нен­ный
2) пара(л/лл)ель
3) ана(л/лл)огич­ный
4) профе(с/сс)иональ­ный
5) ра(з/зз)адо­рить
3.  
i

Одна и та же буква пи­шет­ся на месте всех про­пус­ков в рядах:

1) т..ни­ро­ва­ние стек­ла, раств..рить­ся
2) разг..реть­ся, проп..ганда
3) дел..гация, заж..га­тель­ный
4) уп..ра­ю­щий­ся, сат..риче­ский
5) загл..деть­ся, сотр..сение мозга.
4.  
i

Одна и та же буква про­пу­ще­на в рядах:

1) ц..клич­но, ц..пная связь
2) роз..ск, без..скус­ный
3) две лу­ко­виц.., де­гу­стац..я
4) сверх..ёмкий, об..единённый
5) гряз­ная ветош.., шеп­чеш..ся
5.  
i

Какие пред­ло­же­ния со­от­вет­ству­ют дан­ной схеме (учти­те, что знаки пре­пи­на­ния в пред­ло­же­ни­ях не рас­став­ле­ны)?

[... сущ., |при­част­ный обо­рот|, ...].

1) Ста­рин­ные кар­ти­ны раз­ве­шан­ные по сте­нам ка­за­лись в жёлтом лам­по­вом свете ка­ки­ми-то отдалёнными и смут­ны­ми.
2) Егерь до­го­нял по следу под­стре­лен­но­го мною лося.
3) Даже опыт­ные охот­ни­ки за­бы­вая это пра­ви­ло те­ря­ют до­бы­чу.
4) Мой дядя всю жизнь на­чи­нав­ший свой ра­бо­чий день вме­сте с при­ро­дой и в ста­ро­сти про­дол­жал тру­дить­ся.
5) На зелёном бе­ре­гу по­рос­шем соч­ной тра­вой мы сде­ла­ли при­вал.
6.  
i

Ука­жи­те бес­со­юз­ные слож­ные пред­ло­же­ния, в ко­то­рых на месте про­пус­ка ста­вит­ся двое­то­чие, так как вто­рая

часть на­зы­ва­ет при­чи­ну, ос­но­ва­ние того, о чём го­во­рит­ся в пер­вой части:

1) Долго за­се­дать_ время по­те­рять.
2) По тро­пин­кам ста­ро­го за­го­род­но­го парка опас­но хо­дить_ трава кишит змей­ка­ми-ме­дян­ка­ми.
3) Не сде­лаю, не вы­пол­ню, не на­пря­гусь_ всё рух­нет.
4) Трав и цве­тов мало в гу­стом лесу_ по­сто­ян­ная тень вред­на рас­ти­тель­но­сти .
5) Нина не по­еха­ла на га­стро­ли в Киев_ не с кем было оста­вить детей.
7.  
i

Ре­че­вые нормы на­ру­ше­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) Я хотел бы сде­лать другу по­да­роч­ный пре­зент.
2) Он стре­мит­ся иг­рать за­глав­ную роль во всех делах клас­са.
3) В.Г.Бе­лин­ский свои взгля­ды изоб­ра­жа­ет в кри­ти­че­ских ста­тьях.
4) Вы мо­же­те ока­зать нам боль­шую поль­зу, если со­гла­си­тесь по­мочь.
5) Для меня не­воз­мож­но сча­стье, если я не могу раз­де­лить его с дру­ги­ми.
8.  
i

Ука­жи­те при­ме­ры с пра­виль­ным пунк­ту­а­ци­он­ным оформ­ле­ни­ем чужой речи:

1) — До чего же я не­ве­зу­чий че­ло­век, — вздох­нул Коля и по­яс­нил: — Я на­де­ял­ся, что вы прочтёте мою по­весть.
2) Ана­то­лий Алек­син утвер­ждал, что: «Че­ло­век в гневе вы­ра­жа­ет не столь­ко свои убеж­де­ния, сколь­ко ощу­ще­ния» .
3) — Вот ви­ди­те, — развёл ру­ка­ми Ва­си­лий: — у меня этой за­пис­ки нет.
4) «Толь­ко твоих ис­те­рик тут не хва­та­ло!» — по­мор­щи­лась Рита.
5) Димка за­гля­нул мне в глаза и спро­сил : « Ты до­воль­на, что мы здесь?»
9.  
i

Ука­жи­те но­ме­ра про­пус­ков, где пи­шет­ся не:

 

Дети ещё 1)н.. разу 2) н.. были в зоо­пар­ке. И те­перь, за каким бы жи­вот­ным они 3)н.. на­блю­да­ли, всё вы­зы­ва­ло вос­торг. Им 4)н.. могла 5)н.. за­пом­нить­ся эта по­езд­ка .

5)  
10.  
i

Ука­жи­те со­че­та­ния слов, ко­то­рые яв­ля­ют­ся фра­зео­ло­гиз­ма­ми:

1) зо­ло­тое дно
2) зо­ло­тая сва­дьба
3) зо­ло­тая се­ре­ди­на
4) зо­ло­тые руки
5) зо­ло­той зуб
11.  
i

Ука­жи­те, в каких сло­вах пра­виль­но вы­де­лен ко­рень:

1) о-форм-ление
2) в-де­ся­тер-ом
3) сопро-вожд-ение
4) за-рыт
5) баноч-ные (кон­сер­вы)
12.  
i

Тире на месте про­пус­ка обя­за­тель­но ста­вит­ся в пред­ло­же­ни­ях:

1) Заря _ как пожар на снегу.
2) Конец сен­тяб­ря в Мин­ске __ это пора осен­не­го ли­сто­па­да.
3) В баль­ном зале, в синей ста­ро­мод­ной го­сти­ной и в про­стор­ной биб­лио­те­ке _ везде были от­кры­ты окна и двери.
4) Учёность _ есть слад­кий плод горь­ко­го корня.
5) Мо­роз­ный воз­дух _ не­по­дви­жен и чист.
13.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния, ко­то­рые ослож­не­ны ввод­ным сло­вом (учти­те, что внут­ри пред­ло­же­ний от­сут­ству­ют знаки пре­пи­на­ния):

1) Ра­зу­ме­ет­ся их пер­вые спек­так­ли были очень на­ив­ны­ми.
2) По­жа­луй са­мы­ми за­мет­ны­ми жи­те­ля­ми посёлка были мест­ные ху­ли­га­ни­стые маль­чиш­ки.
3) Время после обеда как будто бы оста­но­ви­лось.
4) Отец уж верно там.
5) Ветер од­на­ко се­год­ня не со­всем был по­пут­ный.
14.  
i

Ука­жи­те слож­ные пред­ло­же­ния, в ко­то­рых пра­виль­но рас­став­ле­ны знаки пре­пи­на­ния:

1) Никак не могу по­нять: куда ис­чез­ли из сада все во­ро­бьи?
2) Он ни­че­го не го­во­рил и толь­ко молча ука­зы­вал на­прав­ле­ние, ко­то­ро­го сле­до­ва­ло дер­жать­ся и тот ва­леж­ник, ко­то­рый надо было убрать с до­ро­ги.
3) Скуч­но тебе стало жить — зай­мись чем-ни­будь по­лез­ным.
4) Те­перь Клим понял, что если он опоз­да­ет, ни­ко­го на услов­лен­ном месте уже не будет.
5) А вб­ли­зи и вдали кра­со­ва­лись берёзы и ря­би­ны цвели.
15.  
i

Пи­шет­ся не раз­дель­но во всех слу­ча­ях в рядах:

1) (не)учти­во, а грубо от­ве­тить; край­не (не)же­ла­тель­ные траты;
2) (не)по­здо­ро­вав­шись с нами; за­да­ние до сих нор (не)вы­пол­не­но;
3) (не)спор­тив­ный зал; (не)тер­пя­щий воз­ра­же­ний;
4) (не)тот­час ото­звал­ся; ни­ко­му (не)из­вест­ный певец;
5) об­на­ру­жи­лись (не)по­лад­ки; (не)боль­шая, но со­дер­жа­тель­ная речь.
16.  
i

Знаки пре­пи­на­ния рас­став­ле­ны пра­виль­но в пред­ло­же­ни­ях:

1) Позд­ней ночью в квар­та­ле ту­зем­цев зве­нят мо­ло­точ­ки по брон­зе и се­реб­ру и кто-то на­иг­ры­ва­ет на не­зна­ко­мых струн­ных ин­стру­мен­тах
2) По­хваль­но де­лать то что по­до­ба­ет, а не то что доз­во­ля­ет­ся
3) Ни­ко­лай по­ско­рее по­спе­шил про­стить­ся с род­ны­ми, по­то­му что ехал в Пе­тер­бург по весь­ма важ­но­му делу и быст­ро сел в подъ­е­хав­шую к крыль­цу ки­бит­ку
4) Я знаю, что, если вы не ста­не­те за­да­вать мне лиш­них во­про­сов, мы смо­жем быст­ро найти общий язык
5) Каж­дый вечер по те­ни­стой аллее сада, в глу­би­не ко­то­рой, спря­та­лась ма­лень­кая бе­сед­ка, про­гу­ли­ва­лись влюблённые пары
17.  
i

За­пя­тая ста­вит­ся на месте всех про­пус­ков в пред­ло­же­ни­ях:

1) Ирак­лий Ан­д­ро­ни­ков был из­ве­стен_ как ве­ли­ко­леп­ный ма­стер уст­но­го рас­ска­за.
2) В то время труд для нас был_ как на­сла­жде­ние.
3) Для озе­ле­не­ния го­ро­да ис­поль­зу­ют­ся_ как од­но­лет­ние_ так и мно­го­лет­ние рас­те­ния.
4) Она_ как южан­ка_ страш­но бо­я­лась якут­ских хо­ло­дов.
5) Чёрные_ как гуашь_ глаза бле­сте­ли, стре­ляя звёздами.
18.  
i

Текст к за­да­ни­ям А27-А30 и В1-В4

(1) Бобр - жи­вот­ное из от­ря­да гры­зу­нов с цен­ным мехом. (2) Мех вы­со­кий, гу­стой, мяг­кий, от свет­ло- до тёмно-ко­рич­не­во­го силь­но раз­ви­та под­пуш­ка.

(3) Бобр имеет внеш­нее сход­ство с во­дя­ной кры­сой. ( 4) Тело у него об­те­ка­е­мой формы не­боль­шая го­ло­ва с плот­но при­жа­ты­ми ма­лень­ки­ми ушами, ко­рот­кая шея и мас­сив­ное, по­сте­пен­но рас­ши­ря­ю­ще­е­ся к се­ре­ди­не ту­ло­ви­ще. (5) Окан­чи­ва­ет­ся ту­ло­ви­ще силь­ным вес­ло­об­раз­ным хво­стом, плос­ким и по­кры­тым оро­го­вев­ши­ми че­шуй­ка­ми. (6) Хвост слу­жит рулём при пла­ва­нии и ны­ря­нии, а в мо­мент опас­но­сти бобр подаёт сиг­на­лы чле­нам своей семьи, гром­ко шлёпая хво­стом по воде.

(7) По­верх губ тор­чат боль­шие силь­ные резцы - од­но­вре­мен­но пила и мо­ты­га вод­но­го гры­зу­на. (8) С по­мо­щью этих рез­цов он легко под­та­чи­ва­ет за две - три ми­ну­ты мо­ло­дую осину тол­щи­ной в че­ло­ве­че­скую руку. (9) А бла­го­да­ря за­мы­ка­ю­щим­ся мя­си­стым нозд­рям бобр, плот­но сжав их, может на­хо­дить­ся под водой чет­верть часа.

(10) Пе­ред­ние и зад­ние ко­неч­но­сти бобра раз­лич­ны. (11) Пе­ред­ние ноги ма­лень­кие, но силь­ные. (12) Они на­по­ми­на­ют руки, так как бобр обыч­но ими поль­зу­ет­ся при еде. (13) Зад­ние ноги длин­нее и снаб­же­ны пла­ва­тель­ны­ми пе­ре­пон­ка­ми. (14) Когти боль­шие, на вто­ром паль­це зад­ней ко­неч­но­сти ко­готь раз­дво­ен (для расчёсы­ва­ния меха).

( 15) Бобр ак­ти­вен ночью и в су­мер­ках, днём его ак­тив­ность сни­жа­ет­ся. ( 16) Живёт бобр возле чи­стой воды, на ле­си­стом бе­ре­гу.

Ука­жи­те лек­си­че­ские ха­рак­те­ри­сти­ки, ко­то­рые со­от­вет­ству­ют слову, вы­де­лен­но­му во 2-м пред­ло­же­нии тек­ста:

1) упо­треб­ле­но в зна­че­нии «име­ю­щий вы­со­кую кон­це­ит­ра­цию чего-либо, на­сы­щен­ный»
2) упо­треб­ле­но в зна­че­нии «со­сто­я­щий из мно­же­ства близ­ко рас­по­ло­жен­ных друг к другу од­но­род­ных пред­ме­тов, ча­стиц»
3) си­но­ним - чрез­мер­ный
4) ан­то­ним - тя­гу­чий
5) ан­то­ним - ред­кий
19.  
i

В при­ведённом ниже пред­ло­же­нии до­пу­ще­но на­ру­ше­ние мор­фо­ло­ги­че­ской нормы. Най­ди­те слово с ошиб­кой и за­пи­ши­те его, ис­пра­вив, в нуж­ной форме в об­ласть от­ве­тов.

 

Раз­мер этого фрук­та ко­леб­лет­ся от ста до ше­сти­ста грам­мов.

20.  
i

Опре­де­ли­те, сколь­ко н пи­шет­ся на месте про­пус­ка, и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А.   Дети в этой семье были при­уче..ы к стро­го­му по­ряд­ку.

Б.   Обиже..ый друг пе­ре­стал мне зво­нить.

В.   Нам по­нра­ви­лась тор­же­стве.. ая це­ре­мо­ния на­граж­де­ния по­бе­ди­те­лей.

Г.   Лече..ый не­дав­но зуб се­год­ня опять. раз­бо­лел­ся.

1)  Две буквы н пи­шут­ся в пол­ной форме при­ча­стия (или при­ла­га­тель­но­го), об­ра­зо­ван­но­го от гла­го­ла со­вер­шен­но­го вида.

2)  Две буквы н пи­шут­ся в пол­ной форме при­ча­стия, об­ра­зо­ван­но­го от гла­го­ла не­со­вер­шен­но­го вида и упо­треблённого с за­ви­си­мым сло­вом.

3)  Одна буква н пи­шет­ся в пол­ной форме при­ла­га­тель­но­го, об­ра­зо­ван­но­го от гла­го­ла не­со­вер­шен­но­го вида и упо­треблённого без за­ви­си­мо­го слова.

4)  Две буквы н пи­шут­ся в крат­кой форме при­ла­га­тель­но­го, пол­ная форма ко­то­ро­го имеет две буквы н.

5)  Одна буква н пи­шет­ся в крат­кой форме стра­да­тель­но­го при­ча­стия.

6)  Две буквы н пи­шут­ся в пол­ной форме при­ла­га­тель­но­го, об­ра­зо­ван­но­го от су­ще­стви­тель­но­го с по­мо­щью суф­фик­са -енн-.

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.

21.  
i

Опре­де­ли­те, от каких ча­стей речи об­ра­зо­ва­ны слова, и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А)  на­чи­сто

Б)  лгу­нья

В)  за­го­ре­лый

Г)  сплош­ной

1)  от су­ще­стви­тель­но­го

2)  от при­ла­га­тель­но­го

3)  от ме­сто­име­ния

4)  от на­ре­чия

5)  от гла­го­ла

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.

22.  
i

Опре­де­ли­те, сколь­ко н пи­шет­ся на месте про­пус­ка, и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А)  У меня нет со­мне­ний, что это про­из­ве­де­ние подли..о.

Б)  Ко­сто­ма­ров го­во­рил за­ин­те­ре­со­ва..о и бодро.

В)  Мне ре­ко­мен­до­ва..о об­ра­тить­ся за по­мо­щью к вам.

Г)  На празд­нич­ном столе се­реб­ря..о бле­сте­ли под­свеч­ни­ки.

1)  Одна буква н пи­шет­ся в крат­кой форме стра­да­тель­но­го при­ча­стия.

2)  Одна буква н пи­шет­ся в на­ре­чии, об­ра­зо­ван­ном от при­ла­га­тель­но­го с одной бук­вой н.

3)  Две буквы н пи­шут­ся в на­ре­чии, об­ра­зо­ван­ном от при­ла­га­тель­но­го (или при­ча­стия) с двумя бук­ва­ми н.

4)  Две буквы н пи­шут­ся в крат­кой форме при­ла­га­тель­но­го, пол­ная форма ко­то­ро­го пи­шет­ся с двумя бук­ва­ми н.

5)  Одна буква н пи­шет­ся в крат­кой форме при­ла­га­тель­но­го, пол­ная форма ко­то­ро­го пи­шет­ся с одной бук­вой н.

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.

23.  
i

Опре­де­ли­те, сколь­ко н пи­шет­ся на месте про­пус­ка, и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А)  Море без­молв­но и тор­же­стве..о.

Б)  В га­зе­те было опуб­ли­ко­ва..о со­об­ще­ние о спор­тив­ном празд­ни­ке.

В)  Исти..о ве­ли­кие на­уч­ные от­кры­тия де­ла­ют че­ло­ве­ка более муд­рым, чем при­ро­да.

Г)  Наше по­ко­ле­ние вос­пи­та..о луч­ши­ми об­раз­ца­ми клас­си­че­ской ли­те­ра­ту­ры.

1)  Одна буква н пи­шет­ся в крат­кой форме стра­да­тель­но­го при­ча­стия.

2)  Одна буква н пи­шет­ся в на­ре­чии, об­ра­зо­ван­ном от при­ла­га­тель­но­го с одной бук­вой н.

3)  Две буквы н пи­шут­ся в на­ре­чии, об­ра­зо­ван­ном от при­ла­га­тель­но­го (или при­ча­стия) с двумя бук­ва­ми н.

4)  Две буквы н пи­шут­ся в крат­кой форме при­ла­га­тель­но­го, пол­ная форма ко­то­ро­го пи­шет­ся с двумя бук­ва­ми н.

5)  Одна буква н пи­шет­ся в крат­кой форме при­ла­га­тель­но­го, пол­ная форма ко­то­ро­го пи­шет­ся с одной бук­вой н.

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.

24.  
i

Опре­де­ли­те, слит­но или раз­дель­но пи­шут­ся вы­де­лен­ные в пред­ло­же­ни­ях слова, и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

A.  Он рва­нул­ся (в)высь, как жа­во­ро­нок.

Б.  Она хо­те­ла, что(бы) её сын вырос об­ра­зо­ван­ным и вос­пи­тан­ным че­ло­ве­ком.

B.  (В)след­ствие не­пред­ви­ден­ной оста­нов­ки в пути, мы при­бы­ли к месту на­зна­че­ния с боль­шим опоз­да­ни­ем.

Г.  (За)чем пойдёшь, то и найдёшь.

1.  Вы­де­лен­ное слово пи­шет­ся слит­но, так как яв­ля­ет­ся со­ю­зом.

2.  Вы­де­лен­ные слова пи­шут­ся раз­дель­но, так как пред­став­ля­ют собой со­че­та­ние на­ре­чия с ча­сти­цей.

3.  Вы­де­лен­ные слова пи­шут­ся раз­дель­но, так как пред­став­ля­ют собой со­че­та­ние су­ще­стви­тель­но­го с пред­ло­гом.

4.  Вы­де­лен­ное слово пи­шет­ся слит­но, так как яв­ля­ет­ся на­ре­чи­ем с про­стран­ствен­ным или вре­мен­ным зна­че­ни­ем.

5.  Вы­де­лен­ное слово пи­шет­ся слит­но, так как яв­ля­ет­ся пред­ло­гом.

6.  Вы­де­лен­ные слова пи­шут­ся раз­дель­но, так как пред­став­ля­ют собой со­че­та­ние ме­сто­име­ния с ча­сти­цей.

7.  Вы­де­лен­ные слова пи­шут­ся раз­дель­но, так как пред­став­ля­ют собой со­че­та­ние ме­сто­име­ния с пред­ло­гом.

25.  
i

В сло­во­со­че­та­ни­ях най­ди­те слово, в ко­то­ром на месте про­пус­ка пи­шет­ся буква И. За­пи­ши­те это слово,

вста­вив про­пу­щен­ную букву.

В же­лез­ном кап­кан..; мор­ские гра­ниц..; на нижн..м этаже; солёный гри­боч..к; меж..гро­вой пе­ре­рыв.

26.  
i

Най­ди­те в пред­ло­же­ни­ях слово с ор­фо­гра­фи­че­ской ошиб­кой и за­пи­ши­те его в ис­прав­лен­ном виде (в той форме, в ко­то­рой оно упо­треб­ле­но).

 

Ап­те­карь жил в своём доме, на пер­вом этаже ко­то­ро­го раз­ме­ща­лась ап­те­ка. Всё её убран­ство было до­воль­но скром­ное, но проч­ное, явно но­ся­щее ап­те­карь­ский ха­рак­тер: в не­сколь­ких вит­ри­нах пест­ре­ли вы­су­шен­ные ле­кар­ствен­ные рас­те­ния, на под­окон­ни­ках ле­жа­ли стек­лян­ные тру­боч­ки, а на столе сто­я­ли спир­то­вые лампы.

27.  
i

Ука­жи­те но­ме­ра про­пус­ков, на месте ко­то­рых нужно по­ста­вить за­пя­тую. Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

Ма­ли­нов­ка1)_ про­ле­тав­шая над то­по­лем2)_ за­це­пи­ла ветку сво­и­ми тон­ки­ми3)_ как хруп­кое стек­ло4)_ кры­лья­ми, и5)_ когда ветка за­ка­ча­лась, то с де­ре­ва по­сы­пал­ся пух.

28.  
i

Опре­де­ли­те, в каких пред­ло­же­ни­ях на­ру­ше­ны син­так­си­че­ские нормы. Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми (по­ря­док за­пи­си цифр не имеет зна­че­ния). На­при­мер, 1245.

 

1)  Выйдя на улицу, про­лив­ной дождь за­стал меня врас­плох.

2)  Та­лант­ли­вый ре­жиссёр Мария Ан­дре­ева по­ста­ви­ла на сцене те­ат­ра новый спек­такль.

3)  Дарья Дмит­ри­ев­на рас­сер­ди­лась на глу­пую шутку брата.

4)  Его креп­кое те­ло­сло­же­ние не толь­ко до­ка­зы­ва­ли его ши­ро­кие плечи, но и силь­ные руки.

5)  Возле церк­ви сто­я­ла ста­руш­ка, ко­то­рая была не­дав­но от­ре­ста­ври­ро­ва­на.

29.  
i

Текст к за­да­ни­ям А27-А30 и В1-В4

(1) Бобр - жи­вот­ное из от­ря­да гры­зу­нов с цен­ным мехом. (2) Мех вы­со­кий, гу­стой, мяг­кий, от свет­ло- до тёмно-ко­рич­не­во­го силь­но раз­ви­та под­пуш­ка.

(3) Бобр имеет внеш­нее сход­ство с во­дя­ной кры­сой. ( 4) Тело у него об­те­ка­е­мой формы не­боль­шая го­ло­ва с плот­но при­жа­ты­ми ма­лень­ки­ми ушами, ко­рот­кая шея и мас­сив­ное, по­сте­пен­но рас­ши­ря­ю­ще­е­ся к се­ре­ди­не ту­ло­ви­ще. (5) Окан­чи­ва­ет­ся ту­ло­ви­ще силь­ным вес­ло­об­раз­ным хво­стом, плос­ким и по­кры­тым оро­го­вев­ши­ми че­шуй­ка­ми. (6) Хвост слу­жит рулём при пла­ва­нии и ны­ря­нии, а в мо­мент опас­но­сти бобр подаёт сиг­на­лы чле­нам своей семьи, гром­ко шлёпая хво­стом по воде.

(7) По­верх губ тор­чат боль­шие силь­ные резцы - од­но­вре­мен­но пила и мо­ты­га вод­но­го гры­зу­на. (8) С по­мо­щью этих рез­цов он легко под­та­чи­ва­ет за две - три ми­ну­ты мо­ло­дую осину тол­щи­ной в че­ло­ве­че­скую руку. (9) А бла­го­да­ря за­мы­ка­ю­щим­ся мя­си­стым нозд­рям бобр, плот­но сжав их, может на­хо­дить­ся под водой чет­верть часа.

(10) Пе­ред­ние и зад­ние ко­неч­но­сти бобра раз­лич­ны. (11) Пе­ред­ние ноги ма­лень­кие, но силь­ные. (12) Они на­по­ми­на­ют руки, так как бобр обыч­но ими поль­зу­ет­ся при еде. (13) Зад­ние ноги длин­нее и снаб­же­ны пла­ва­тель­ны­ми пе­ре­пон­ка­ми. (14) Когти боль­шие, на вто­ром паль­це зад­ней ко­неч­но­сти ко­готь раз­дво­ен (для расчёсы­ва­ния меха).

( 15) Бобр ак­ти­вен ночью и в су­мер­ках, днём его ак­тив­ность сни­жа­ет­ся. ( 16) Живёт бобр возле чи­стой воды, на ле­си­стом бе­ре­гу.

Най­ди­те в 11-м пред­ло­же­нии от­но­си­тель­ное при­ла­га­тель­ное и за­пи­ши­те его в той форме, в ко­то­рой оно упо­треб­ле­но в тек­сте.

30.  
i

Текст к за­да­ни­ям А27-А30 и В1-В4

(1) Бобр - жи­вот­ное из от­ря­да гры­зу­нов с цен­ным мехом. (2) Мех вы­со­кий, гу­стой, мяг­кий, от свет­ло- до тёмно-ко­рич­не­во­го силь­но раз­ви­та под­пуш­ка.

(3) Бобр имеет внеш­нее сход­ство с во­дя­ной кры­сой. ( 4) Тело у него об­те­ка­е­мой формы не­боль­шая го­ло­ва с плот­но при­жа­ты­ми ма­лень­ки­ми ушами, ко­рот­кая шея и мас­сив­ное, по­сте­пен­но рас­ши­ря­ю­ще­е­ся к се­ре­ди­не ту­ло­ви­ще. (5) Окан­чи­ва­ет­ся ту­ло­ви­ще силь­ным вес­ло­об­раз­ным хво­стом, плос­ким и по­кры­тым оро­го­вев­ши­ми че­шуй­ка­ми. (6) Хвост слу­жит рулём при пла­ва­нии и ны­ря­нии, а в мо­мент опас­но­сти бобр подаёт сиг­на­лы чле­нам своей семьи, гром­ко шлёпая хво­стом по воде.

(7) По­верх губ тор­чат боль­шие силь­ные резцы - од­но­вре­мен­но пила и мо­ты­га вод­но­го гры­зу­на. (8) С по­мо­щью этих рез­цов он легко под­та­чи­ва­ет за две - три ми­ну­ты мо­ло­дую осину тол­щи­ной в че­ло­ве­че­скую руку. (9) А бла­го­да­ря за­мы­ка­ю­щим­ся мя­си­стым нозд­рям бобр, плот­но сжав их, может на­хо­дить­ся под водой чет­верть часа.

(10) Пе­ред­ние и зад­ние ко­неч­но­сти бобра раз­лич­ны. (11) Пе­ред­ние ноги ма­лень­кие, но силь­ные. (12) Они на­по­ми­на­ют руки, так как бобр обыч­но ими поль­зу­ет­ся при еде. (13) Зад­ние ноги длин­нее и снаб­же­ны пла­ва­тель­ны­ми пе­ре­пон­ка­ми. (14) Когти боль­шие, на вто­ром паль­це зад­ней ко­неч­но­сти ко­готь раз­дво­ен (для расчёсы­ва­ния меха).

( 15) Бобр ак­ти­вен ночью и в су­мер­ках, днём его ак­тив­ность сни­жа­ет­ся. ( 16) Живёт бобр возле чи­стой воды, на ле­си­стом бе­ре­гу.

Най­ди­те в 12 - м пред­ло­же­нии тек­ста сло­во­со­че­та­ние со свя­зью при­мы­ка­ние и вы­пи­ши­те из него за­ви­си­мое слово в об­ласть от­ве­тов.

31.  
i

Текст к за­да­ни­ям А27-А30 и В1-В4

(1) Бобр - жи­вот­ное из от­ря­да гры­зу­нов с цен­ным мехом. (2) Мех вы­со­кий, гу­стой, мяг­кий, от свет­ло- до тёмно-ко­рич­не­во­го силь­но раз­ви­та под­пуш­ка.

(3) Бобр имеет внеш­нее сход­ство с во­дя­ной кры­сой. ( 4) Тело у него об­те­ка­е­мой формы не­боль­шая го­ло­ва с плот­но при­жа­ты­ми ма­лень­ки­ми ушами, ко­рот­кая шея и мас­сив­ное, по­сте­пен­но рас­ши­ря­ю­ще­е­ся к се­ре­ди­не ту­ло­ви­ще. (5) Окан­чи­ва­ет­ся ту­ло­ви­ще силь­ным вес­ло­об­раз­ным хво­стом, плос­ким и по­кры­тым оро­го­вев­ши­ми че­шуй­ка­ми. (6) Хвост слу­жит рулём при пла­ва­нии и ны­ря­нии, а в мо­мент опас­но­сти бобр подаёт сиг­на­лы чле­нам своей семьи, гром­ко шлёпая хво­стом по воде.

(7) По­верх губ тор­чат боль­шие силь­ные резцы - од­но­вре­мен­но пила и мо­ты­га вод­но­го гры­зу­на. (8) С по­мо­щью этих рез­цов он легко под­та­чи­ва­ет за две - три ми­ну­ты мо­ло­дую осину тол­щи­ной в че­ло­ве­че­скую руку. (9) А бла­го­да­ря за­мы­ка­ю­щим­ся мя­си­стым нозд­рям бобр, плот­но сжав их, может на­хо­дить­ся под водой чет­верть часа.

(10) Пе­ред­ние и зад­ние ко­неч­но­сти бобра раз­лич­ны. (11) Пе­ред­ние ноги ма­лень­кие, но силь­ные. (12) Они на­по­ми­на­ют руки, так как бобр обыч­но ими поль­зу­ет­ся при еде. (13) Зад­ние ноги длин­нее и снаб­же­ны пла­ва­тель­ны­ми пе­ре­пон­ка­ми. (14) Когти боль­шие, на вто­ром паль­це зад­ней ко­неч­но­сти ко­готь раз­дво­ен (для расчёсы­ва­ния меха).

( 15) Бобр ак­ти­вен ночью и в су­мер­ках, днём его ак­тив­ность сни­жа­ет­ся. ( 16) Живёт бобр возле чи­стой воды, на ле­си­стом бе­ре­гу.

Опре­де­ли­те, каким чле­ном пред­ло­же­ния яв­ля­ет­ся слово, вы­де­лен­ное в 10 - м пред­ло­же­нии тек­ста. Ответ за­пи­ши­те в об­ласть от­ве­тов в име­ни­тель­ном па­де­же.

32.  
i

Текст к за­да­ни­ям А28-А30 и В1-В5

(1) Это лето было на ред­кость зной­ным. (2) Ве­че­ра сто­я­ли душ­ные, тихие, даже ночь не при­но­си­ла об­лег­че­ния. (3) Вот и се­год­ня ка­за­лось, что в гу­стом, тя­гу­чем воз­ду­хе бук­валь­но за­сты­ли и город, и река и ничто не смо­жет ожи­вить их. (4) И вдруг за­жглась пер­вая звез­да, за ней дру­гая, и вско­ре всё небо по­кры­лось звёздным узо­ром, рос­сы­пью огонь­ков от­ра­зив­шим­ся в реке.

(5) В доме на бе­ре­гу не спал ма­лень­кий маль­чик. (6) Он смот­рел на звёзды и видел не­ве­до­мый, фан­та­сти­че­ский мир, в ко­то­ром живут не­обык­но­вен­ные су­ще­ства и доб­рые, щед­рые и мо­гу­ще­ствен­ные люди. (7) Вот Ко­зе­рог, а вот со­звез­дие Во­до­лея. (8) Во­до­лей  — это ска­зоч­ный ко­роль, ко­то­рый вы­тя­нул руку, чтобы с его ла­до­ни па­да­ла вниз, на Землю, се­реб­ря­ная струя. (9) А вон Скор­пи­он, Телец, Дева, Рыбы... (10) Огром­ный не­бес­ный мир, пол­ный жизни!

(11) Маль­чи­ку вдруг вспом­нил­ся ба­буш­кин рас­сказ о далёких вре­ме­нах, когда люди ве­ри­ли, что звёзды  — это се­реб­ря­ная на­кид­ка, укра­ша­ю­щая го­ло­ву неба, и что по ним можно опре­де­лить, сколь­ко живых душ оби­та­ет на земле. (12) Ро­дил­ся че­ло­век  — за­жглась звез­да, отдал Богу душу  — и звез­да за­ка­ти­лась, по­гас­ла. (13) Боль­шие и яркие звёзды при­над­ле­жат кня­зьям, царям, а ма­лень­кие и туск­лые  — не­удач­ни­кам и бед­ня­кам, самые же кро­шеч­ные, еле раз­ли­чи­мые гла­зом  — всем осталь­ным су­ще­ствам: пти­цам, рыбам, жи­вот­ным.

(14) Ма­лень­кий ху­дож­ник не спал до рас­све­та, мыс­лен­но рисуя одну кар­ти­ну за дру­гой в ожи­да­нии зав­траш­не­го дня, когда он смо­жет взять в руки кисть.

Най­ди­те в пред­ло­же­ни­ях 5—6 слово, упо­треблённое в зна­че­нии «об­ла­да­ю­щий боль­шой силой, вла­стью, вли­я­ни­ем». За­пи­ши­те это слово в об­ласть от­ве­тов в той форме, в ко­то­рой оно ис­поль­зо­ва­но в тек­сте.

33.  
i

Текст к за­да­ни­ям А28-А30 и В1-В5

(1) Это лето было на ред­кость зной­ным. (2) Ве­че­ра сто­я­ли душ­ные, тихие, даже ночь не при­но­си­ла об­лег­че­ния. (3) Вот и се­год­ня ка­за­лось, что в гу­стом, тя­гу­чем воз­ду­хе бук­валь­но за­сты­ли и город, и река и ничто не смо­жет ожи­вить их. (4) И вдруг за­жглась пер­вая звез­да, за ней дру­гая, и вско­ре всё небо по­кры­лось звёздным узо­ром, рос­сы­пью огонь­ков от­ра­зив­шим­ся в реке.

(5) В доме на бе­ре­гу не спал ма­лень­кий маль­чик. (6) Он смот­рел на звёзды и видел не­ве­до­мый, фан­та­сти­че­ский мир, в ко­то­ром живут не­обык­но­вен­ные су­ще­ства и доб­рые, щед­рые и мо­гу­ще­ствен­ные люди. (7) Вот Ко­зе­рог, а вот со­звез­дие Во­до­лея. (8) Во­до­лей  — это ска­зоч­ный ко­роль, ко­то­рый вы­тя­нул руку, чтобы с его ла­до­ни па­да­ла вниз, на Землю, се­реб­ря­ная струя. (9) А вон Скор­пи­он, Телец, Дева, Рыбы... (10) Огром­ный не­бес­ный мир, пол­ный жизни!

(11) Маль­чи­ку вдруг вспом­нил­ся ба­буш­кин рас­сказ о далёких вре­ме­нах, когда люди ве­ри­ли, что звёзды  — это се­реб­ря­ная на­кид­ка, укра­ша­ю­щая го­ло­ву неба, и что по ним можно опре­де­лить, сколь­ко живых душ оби­та­ет на земле. (12) Ро­дил­ся че­ло­век  — за­жглась звез­да, отдал Богу душу  — и звез­да за­ка­ти­лась, по­гас­ла. (13) Боль­шие и яркие звёзды при­над­ле­жат кня­зьям, царям, а ма­лень­кие и туск­лые  — не­удач­ни­кам и бед­ня­кам, самые же кро­шеч­ные, еле раз­ли­чи­мые гла­зом  — всем осталь­ным су­ще­ствам: пти­цам, рыбам, жи­вот­ным.

(14) Ма­лень­кий ху­дож­ник не спал до рас­све­та, мыс­лен­но рисуя одну кар­ти­ну за дру­гой в ожи­да­нии зав­траш­не­го дня, когда он смо­жет взять в руки кисть.

Опре­де­ли­те падеж су­ще­стви­тель­но­го, вы­де­лен­но­го в 14-м пред­ло­же­нии тек­ста. Ответ за­пи­ши­те в об­ласть от­ве­тов в име­ни­тель­ном па­де­же (на­при­мер, ро­ди­тель­ный).

34.  
i

(1) «Это под­лин­ник»,  — с ува­же­ни­ем го­во­рят про кар­ти­ну или скульп­ту­ру. (2) Ка­за­лось бы, можно, легко ли­стая жур­нал или книгу, где по­ме­ще­ны раз­но­об­раз­ные ре­про­дук­ции работ ху­дож­ни­ков и скуль­пто­ров, по­зна­ко­мить­ся с их мно­го­гран­ным твор­че­ством. (3) Но по­че­му люди всё-таки стре­мят­ся в музеи и кар­тин­ные га­ле­реи? (4) По­че­му, для того чтобы по­смот­реть под­лин­ник, они едут в дру­гой город или даже стра­ну?

(5) Эти во­про­сы очень важны для фор­ми­ро­ва­ния пра­виль­но­го от­но­ше­ния к ис­кус­ству. (6) Ху­дож­ник не про­сто по­ло­жил крас­ки на холст, ста­ра­ясь сде­лать это как можно кра­си­вее. (7) Нет, в кар­ти­ну он все­гда вкла­ды­ва­ет своё от­но­ше­ние к тому, что изоб­ра­жа­ет, свои пе­ре­жи­ва­ния и мысли  — сло­вом, своё не­по­вто­ри­мое, по­то­му что каж­дый видит мир по-сво­е­му. (8) Встре­ча с про­из­ве­де­ни­ем ис­кус­ства  — это также встре­ча с его со­зда­те­лем.

(9) Стоя перед кар­ти­ной или скульп­ту­рой, мы ста­ра­ем­ся по­нять её твор­ца, раз­га­дать то, что он хотел нам ска­зать. (10) И чем боль­ше мы смот­рим на кар­ти­ну-под­лин­ник, тем боль­ше она го­во­рит нам, тем боль­ше рас­кры­ва­ет­ся перед нами её кра­со­та и свое­об­ра­зие. (11) Рас­ска­зать обо всём этом, пе­ре­дать оча­ро­ва­ние под­лин­ни­ка не в силах даже самая со­вер­шен­ная копия.

Про­чи­тай­те текст и ука­жи­те вы­ска­зы­ва­ния, ко­то­рые точно от­ра­жа­ют со­дер­жа­ние тек­ста:

1)  По-на­сто­я­ще­му с твор­че­ством ху­дож­ни­ков и скуль­пто­ров можно по­зна­ко­мить­ся, толь­ко об­ра­тив­шись к кни­гам и жур­на­лам.

2)  В кар­ти­нах от­ра­жа­ет­ся не­по­вто­ри­мый мир ху­дож­ни­ка.

3)  Встре­ча­ясь с про­из­ве­де­ни­ем ис­кус­ства, вы встре­ча­е­тесь и с его со­зда­те­лем.

4)  Толь­ко под­лин­ник поз­во­ля­ет по­нять твор­ца, раз­га­дать его за­мы­сел.

5)  Самая со­вер­шен­ная копия в со­сто­я­нии пе­ре­дать оча­ро­ва­ние под­лин­ни­ка.

35.  
i

(1) «Это под­лин­ник»,  — с ува­же­ни­ем го­во­рят про кар­ти­ну или скульп­ту­ру. (2) Ка­за­лось бы, можно, легко ли­стая жур­нал или книгу, где по­ме­ще­ны раз­но­об­раз­ные ре­про­дук­ции работ ху­дож­ни­ков и скуль­пто­ров, по­зна­ко­мить­ся с их мно­го­гран­ным твор­че­ством. (3) Но по­че­му люди всё-таки стре­мят­ся в музеи и кар­тин­ные га­ле­реи? (4) По­че­му, для того чтобы по­смот­реть под­лин­ник, они едут в дру­гой город или даже стра­ну?

(5) Эти во­про­сы очень важны для фор­ми­ро­ва­ния пра­виль­но­го от­но­ше­ния к ис­кус­ству. (6) Ху­дож­ник не про­сто по­ло­жил крас­ки на холст, ста­ра­ясь сде­лать это как можно кра­си­вее. (7) Нет, в кар­ти­ну он все­гда вкла­ды­ва­ет своё от­но­ше­ние к тому, что изоб­ра­жа­ет, свои пе­ре­жи­ва­ния и мысли  — сло­вом, своё не­по­вто­ри­мое, по­то­му что каж­дый видит мир по-сво­е­му. (8) Встре­ча с про­из­ве­де­ни­ем ис­кус­ства  — это также встре­ча с его со­зда­те­лем.

(9) Стоя перед кар­ти­ной или скульп­ту­рой, мы ста­ра­ем­ся по­нять её твор­ца, раз­га­дать то, что он хотел нам ска­зать. (10) И чем боль­ше мы смот­рим на кар­ти­ну-под­лин­ник, тем боль­ше она го­во­рит нам, тем боль­ше рас­кры­ва­ет­ся перед нами её кра­со­та и свое­об­ра­зие. (11) Рас­ска­зать обо всём этом, пе­ре­дать оча­ро­ва­ние под­лин­ни­ка не в силах даже самая со­вер­шен­ная копия.

Опре­де­ли­те стиль и тип речи тек­ста из за­да­ния В1:

1)  стиль пуб­ли­ци­сти­че­ский, тип речи  — рас­суж­де­ние;

2)  стиль раз­го­вор­ный, тип речи  — рас­суж­де­ние;

3)  стиль ху­до­же­ствен­ный, тип речи  — опи­са­ние;

4)  стиль на­уч­ный, тип речи  — по­вест­во­ва­ние;

5)  стиль офи­ци­аль­но-де­ло­вой, тип речи  — опи­са­ние.

36.  
i

(1) «Это под­лин­ник»,  — с ува­же­ни­ем го­во­рят про кар­ти­ну или скульп­ту­ру. (2) Ка­за­лось бы, можно, легко ли­стая жур­нал или книгу, где по­ме­ще­ны раз­но­об­раз­ные ре­про­дук­ции работ ху­дож­ни­ков и скуль­пто­ров, по­зна­ко­мить­ся с их мно­го­гран­ным твор­че­ством. (3) Но по­че­му люди всё-таки стре­мят­ся в музеи и кар­тин­ные га­ле­реи? (4) По­че­му, для того чтобы по­смот­реть под­лин­ник, они едут в дру­гой город или даже стра­ну?

(5) Эти во­про­сы очень важны для фор­ми­ро­ва­ния пра­виль­но­го от­но­ше­ния к ис­кус­ству. (6) Ху­дож­ник не про­сто по­ло­жил крас­ки на холст, ста­ра­ясь сде­лать это как можно кра­си­вее. (7) Нет, в кар­ти­ну он все­гда вкла­ды­ва­ет своё от­но­ше­ние к тому, что изоб­ра­жа­ет, свои пе­ре­жи­ва­ния и мысли  — сло­вом, своё не­по­вто­ри­мое, по­то­му что каж­дый видит мир по-сво­е­му. (8) Встре­ча с про­из­ве­де­ни­ем ис­кус­ства  — это также встре­ча с его со­зда­те­лем.

(9) Стоя перед кар­ти­ной или скульп­ту­рой, мы ста­ра­ем­ся по­нять её твор­ца, раз­га­дать то, что он хотел нам ска­зать. (10) И чем боль­ше мы смот­рим на кар­ти­ну-под­лин­ник, тем боль­ше она го­во­рит нам, тем боль­ше рас­кры­ва­ет­ся перед нами её кра­со­та и свое­об­ра­зие. (11) Рас­ска­зать обо всём этом, пе­ре­дать оча­ро­ва­ние под­лин­ни­ка не в силах даже самая со­вер­шен­ная копия.

Опре­де­ли­те, какой звук в слове, вы­де­лен­ном в 4-м пред­ло­же­нии тек­ста из за­да­ния В1, оха­рак­те­ри­зо­ван не­пра­виль­но, и за­пи­ши­те нуж­ный номер:

1)  [г]  — согл., глух., твёрд.;

2)  [о]  — гл., ударн.;

3)  [р]  — согл., звонк., твёрд.;

4)  [а]  — гл., без­ударн.;

5)  [т]  — согл., глух., твёрд

37.  
i

(1) «Это под­лин­ник»,  — с ува­же­ни­ем го­во­рят про кар­ти­ну или скульп­ту­ру. (2) Ка­за­лось бы, можно, легко ли­стая жур­нал или книгу, где по­ме­ще­ны раз­но­об­раз­ные ре­про­дук­ции работ ху­дож­ни­ков и скуль­пто­ров, по­зна­ко­мить­ся с их мно­го­гран­ным твор­че­ством. (3) Но по­че­му люди всё-таки стре­мят­ся в музеи и кар­тин­ные га­ле­реи? (4) По­че­му, для того чтобы по­смот­реть под­лин­ник, они едут в дру­гой город или даже стра­ну?

(5) Эти во­про­сы очень важны для фор­ми­ро­ва­ния пра­виль­но­го от­но­ше­ния к ис­кус­ству. (6) Ху­дож­ник не про­сто по­ло­жил крас­ки на холст, ста­ра­ясь сде­лать это как можно кра­си­вее. (7) Нет, в кар­ти­ну он все­гда вкла­ды­ва­ет своё от­но­ше­ние к тому, что изоб­ра­жа­ет, свои пе­ре­жи­ва­ния и мысли  — сло­вом, своё не­по­вто­ри­мое, по­то­му что каж­дый видит мир по-сво­е­му. (8) Встре­ча с про­из­ве­де­ни­ем ис­кус­ства  — это также встре­ча с его со­зда­те­лем.

(9) Стоя перед кар­ти­ной или скульп­ту­рой, мы ста­ра­ем­ся по­нять её твор­ца, раз­га­дать то, что он хотел нам ска­зать. (10) И чем боль­ше мы смот­рим на кар­ти­ну-под­лин­ник, тем боль­ше она го­во­рит нам, тем боль­ше рас­кры­ва­ет­ся перед нами её кра­со­та и свое­об­ра­зие. (11) Рас­ска­зать обо всём этом, пе­ре­дать оча­ро­ва­ние под­лин­ни­ка не в силах даже самая со­вер­шен­ная копия.

Най­ди­те в 9-м пред­ло­же­нии тек­ста из за­да­ния В1 раз­но­спря­га­е­мый гла­гол и за­пи­ши­те его в на­чаль­ной форме.

38.  
i

(1) «Это под­лин­ник»,  — с ува­же­ни­ем го­во­рят про кар­ти­ну или скульп­ту­ру. (2) Ка­за­лось бы, можно, легко ли­стая жур­нал или книгу, где по­ме­ще­ны раз­но­об­раз­ные ре­про­дук­ции работ ху­дож­ни­ков и скуль­пто­ров, по­зна­ко­мить­ся с их мно­го­гран­ным твор­че­ством. (3) Но по­че­му люди всё-таки стре­мят­ся в музеи и кар­тин­ные га­ле­реи? (4) По­че­му, для того чтобы по­смот­реть под­лин­ник, они едут в дру­гой город или даже стра­ну?

(5) Эти во­про­сы очень важны для фор­ми­ро­ва­ния пра­виль­но­го от­но­ше­ния к ис­кус­ству. (6) Ху­дож­ник не про­сто по­ло­жил крас­ки на холст, ста­ра­ясь сде­лать это как можно кра­си­вее. (7) Нет, в кар­ти­ну он все­гда вкла­ды­ва­ет своё от­но­ше­ние к тому, что изоб­ра­жа­ет, свои пе­ре­жи­ва­ния и мысли  — сло­вом, своё не­по­вто­ри­мое, по­то­му что каж­дый видит мир по-сво­е­му. (8) Встре­ча с про­из­ве­де­ни­ем ис­кус­ства  — это также встре­ча с его со­зда­те­лем.

(9) Стоя перед кар­ти­ной или скульп­ту­рой, мы ста­ра­ем­ся по­нять её твор­ца, раз­га­дать то, что он хотел нам ска­зать. (10) И чем боль­ше мы смот­рим на кар­ти­ну-под­лин­ник, тем боль­ше она го­во­рит нам, тем боль­ше рас­кры­ва­ет­ся перед нами её кра­со­та и свое­об­ра­зие. (11) Рас­ска­зать обо всём этом, пе­ре­дать оча­ро­ва­ние под­лин­ни­ка не в силах даже самая со­вер­шен­ная копия.

От гла­го­ла, вы­де­лен­но­го во 2-м пред­ло­же­нии тек­ста из за­да­ния В1, об­ра­зуй­те дей­стви­тель­ное при­ча­стие про­шед­ше­го вре­ме­ни и за­пи­ши­те его в на­чаль­ной форме.

39.  
i

(1) «Это под­лин­ник»,  — с ува­же­ни­ем го­во­рят про кар­ти­ну или скульп­ту­ру. (2) Ка­за­лось бы, можно, легко ли­стая жур­нал или книгу, где по­ме­ще­ны раз­но­об­раз­ные ре­про­дук­ции работ ху­дож­ни­ков и скуль­пто­ров, по­зна­ко­мить­ся с их мно­го­гран­ным твор­че­ством. (3) Но по­че­му люди всё-таки стре­мят­ся в музеи и кар­тин­ные га­ле­реи? (4) По­че­му, для того чтобы по­смот­реть под­лин­ник, они едут в дру­гой город или даже стра­ну?

(5) Эти во­про­сы очень важны для фор­ми­ро­ва­ния пра­виль­но­го от­но­ше­ния к ис­кус­ству. (6) Ху­дож­ник не про­сто по­ло­жил крас­ки на холст, ста­ра­ясь сде­лать это как можно кра­си­вее. (7) Нет, в кар­ти­ну он все­гда вкла­ды­ва­ет своё от­но­ше­ние к тому, что изоб­ра­жа­ет, свои пе­ре­жи­ва­ния и мысли  — сло­вом, своё не­по­вто­ри­мое, по­то­му что каж­дый видит мир по-сво­е­му. (8) Встре­ча с про­из­ве­де­ни­ем ис­кус­ства  — это также встре­ча с его со­зда­те­лем.

(9) Стоя перед кар­ти­ной или скульп­ту­рой, мы ста­ра­ем­ся по­нять её твор­ца, раз­га­дать то, что он хотел нам ска­зать. (10) И чем боль­ше мы смот­рим на кар­ти­ну-под­лин­ник, тем боль­ше она го­во­рит нам, тем боль­ше рас­кры­ва­ет­ся перед нами её кра­со­та и свое­об­ра­зие. (11) Рас­ска­зать обо всём этом, пе­ре­дать оча­ро­ва­ние под­лин­ни­ка не в силах даже самая со­вер­шен­ная копия.

Опре­де­ли­те тип 10-го пред­ло­же­ния тек­ста из за­да­ния В1:

1)  слож­но­со­чинённое;

2)  слож­но­под­чинённое;

3)  бес­со­юз­ное слож­ное;

4)  слож­ное с под­чи­ни­тель­ной и со­чи­ни­тель­ной свя­зью;

5)  слож­ное с под­чи­ни­тель­ной и бес­со­юз­ной свя­зью.

40.  
i

(1) Ок­тябрь был уди­ви­тель­но хо­лод­ный, не­наст­ный. (2) Те­со­вые крыши по­чер­не­ли. (3) Спута(н/нн)ая трава в саду по­лег­ла.

(4) Над лу­га­ми та­щи­лись из-за реки, цеп­ля­лись за голые ветки ста­рых де­ре­вьев рых­лые тучи. (5) Из них на­зой­ли­во сы­пал­ся мел­кий дож­дик. (6) По просёлоч­ным до­ро­гам уже нель­зя было ни прой­ти, ни про­ехать.

(7) Ка­те­ри­не Пет­ров­не стало ещё труд­нее вста­вать по утрам и ви­деть всё то же: ком­на­ты, где за­сто­ял­ся горь­кий запах не­топ­ле­ных печей, пыль­ный «Вест­ник Ев­ро­пы», по­жел­тев­шие чашки на столе, давно не чи­щен­ный са­мо­вар и кар­ти­ны на сте­нах. (8) Может быть, в ком­на­тах было слиш­ком су­мрач­но, или, может быть, кар­ти­ны по­туск­не­ли от вре­ме­ни, но на них ни­че­го нель­зя было разо­брать. (9) Ка­те­ри­на Пет­ров­на толь­ко по па­мя­ти знала, что вот эта кар­ти­на  — порт­рет её отца, а вот эта  — ма­лень­кая, в зо­ло­той раме  — по­да­рок Крам­ско­го, эскиз к его «Не­из­вест­ной».

(10) Ка­те­ри­на Пет­ров­на до­жи­ва­ла свой век в ста­ром доме, ко­то­рый по­ст­ро..л её отец  — из­вест­ный ху­дож­ник. (11) В ста­ро­сти ху­дож­ник вер­нул­ся из Пе­тер­бур­га в своё село, жил на покое и за­ни­мал­ся садом. (12) Но пи­сать он уже не мог, по­сколь­ку дро­жа­ла рука. (13) Да и зре­ние ослаб­ло, часто бо­ле­ли глаза.

(14) Дом был, как го­во­ри­ла Ка­те­ри­на Пет­ров­на, «ме­мо­ри­аль­ный». (15) И по­это­му он на­хо­дил­ся под охра­ной об­ласт­но­го музея.

В слове, вы­де­лен­ном в 10-м пред­ло­же­нии тек­ста, про­пу­ще­на буква. За­пи­ши­те это слово, вста­вив про­пу­щен­ную букву (в той форме, в ко­то­рой оно упо­треб­ле­но в тек­сте).