Пишется е на месте всех пропусков в рядах:
Пишется е на месте всех пропусков в рядах:
Двойные согласные пишутся в словах:
Одна и та же буква пишется на месте всех пропусков в рядах:
Одна и та же буква пропущена в рядах:
Какие предложения соответствуют данной схеме (учтите, что знаки препинания в предложениях не расставлены)?
[... сущ., |причастный оборот|, ...].
Укажите бессоюзные сложные предложения, в которых на месте пропуска ставится двоеточие, так как вторая
часть называет причину, основание того, о чём говорится в первой части:
Речевые нормы нарушены в предложениях:
Укажите примеры с правильным пунктуационным оформлением чужой речи:
Укажите номера пропусков, где пишется не:
Дети ещё 1)н.. разу 2) н.. были в зоопарке. И теперь, за каким бы животным они 3)н.. наблюдали, всё вызывало восторг. Им 4)н.. могла 5)н.. запомниться эта поездка .
Укажите сочетания слов, которые являются фразеологизмами:
Укажите, в каких словах правильно выделен корень:
Тире на месте пропуска обязательно ставится в предложениях:
Укажите предложения, которые осложнены вводным словом (учтите, что внутри предложений отсутствуют знаки препинания):
Укажите сложные предложения, в которых правильно расставлены знаки препинания:
Пишется не раздельно во всех случаях в рядах:
Знаки препинания расставлены правильно в предложениях:
Запятая ставится на месте всех пропусков в предложениях:
(1) Бобр - животное из отряда грызунов с ценным мехом. (2) Мех высокий, густой, мягкий, от светло- до тёмно-коричневого сильно развита подпушка.
(3) Бобр имеет внешнее сходство с водяной крысой. ( 4) Тело у него обтекаемой формы небольшая голова с плотно прижатыми маленькими ушами, короткая шея и массивное, постепенно расширяющееся к середине туловище. (5) Оканчивается туловище сильным веслообразным хвостом, плоским и покрытым ороговевшими чешуйками. (6) Хвост служит рулём при плавании и нырянии, а в момент опасности бобр подаёт сигналы членам своей семьи, громко шлёпая хвостом по воде.
(7) Поверх губ торчат большие сильные резцы - одновременно пила и мотыга водного грызуна. (8) С помощью этих резцов он легко подтачивает за две - три минуты молодую осину толщиной в человеческую руку. (9) А благодаря замыкающимся мясистым ноздрям бобр, плотно сжав их, может находиться под водой четверть часа.
(10) Передние и задние конечности бобра различны. (11) Передние ноги маленькие, но сильные. (12) Они напоминают руки, так как бобр обычно ими пользуется при еде. (13) Задние ноги длиннее и снабжены плавательными перепонками. (14) Когти большие, на втором пальце задней конечности коготь раздвоен (для расчёсывания меха).
( 15) Бобр активен ночью и в сумерках, днём его активность снижается. ( 16) Живёт бобр возле чистой воды, на лесистом берегу.
Укажите лексические характеристики, которые соответствуют слову, выделенному во 2-м предложении текста:
В приведённом ниже предложении допущено нарушение морфологической нормы. Найдите слово с ошибкой и запишите его, исправив, в нужной форме в область ответов.
Размер этого фрукта колеблется от ста до шестиста граммов.
Определите, сколько н пишется на месте пропуска, и установите соответствие между столбцами таблицы:
А. Дети в этой семье были приуче..ы к строгому порядку.
Б. Обиже..ый друг перестал мне звонить.
В. Нам понравилась торжестве.. ая церемония награждения победителей.
Г. Лече..ый недавно зуб сегодня опять. разболелся.
1) Две буквы н пишутся в полной форме причастия (или прилагательного), образованного от глагола совершенного вида.
2) Две буквы н пишутся в полной форме причастия, образованного от глагола несовершенного вида и употреблённого с зависимым словом.
3) Одна буква н пишется в полной форме прилагательного, образованного от глагола несовершенного вида и употреблённого без зависимого слова.
4) Две буквы н пишутся в краткой форме прилагательного, полная форма которого имеет две буквы н.
5) Одна буква н пишется в краткой форме страдательного причастия.
6) Две буквы н пишутся в полной форме прилагательного, образованного от существительного с помощью суффикса -енн-.
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А1Б1В4Г2.
Определите, от каких частей речи образованы слова, и установите соответствие между столбцами таблицы:
А) начисто
Б) лгунья
В) загорелый
Г) сплошной
1) от существительного
2) от прилагательного
3) от местоимения
4) от наречия
5) от глагола
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А1Б1В4Г2.
Определите, сколько н пишется на месте пропуска, и установите соответствие между столбцами таблицы:
А) У меня нет сомнений, что это произведение подли..о.
Б) Костомаров говорил заинтересова..о и бодро.
В) Мне рекомендова..о обратиться за помощью к вам.
Г) На праздничном столе серебря..о блестели подсвечники.
1) Одна буква н пишется в краткой форме страдательного причастия.
2) Одна буква н пишется в наречии, образованном от прилагательного с одной буквой н.
3) Две буквы н пишутся в наречии, образованном от прилагательного (или причастия) с двумя буквами н.
4) Две буквы н пишутся в краткой форме прилагательного, полная форма которого пишется с двумя буквами н.
5) Одна буква н пишется в краткой форме прилагательного, полная форма которого пишется с одной буквой н.
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А1Б1В4Г2.
Определите, сколько н пишется на месте пропуска, и установите соответствие между столбцами таблицы:
А) Море безмолвно и торжестве..о.
Б) В газете было опубликова..о сообщение о спортивном празднике.
В) Исти..о великие научные открытия делают человека более мудрым, чем природа.
Г) Наше поколение воспита..о лучшими образцами классической литературы.
1) Одна буква н пишется в краткой форме страдательного причастия.
2) Одна буква н пишется в наречии, образованном от прилагательного с одной буквой н.
3) Две буквы н пишутся в наречии, образованном от прилагательного (или причастия) с двумя буквами н.
4) Две буквы н пишутся в краткой форме прилагательного, полная форма которого пишется с двумя буквами н.
5) Одна буква н пишется в краткой форме прилагательного, полная форма которого пишется с одной буквой н.
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А1Б1В4Г2.
Определите, слитно или раздельно пишутся выделенные в предложениях слова, и установите соответствие между столбцами таблицы:
A. Он рванулся (в)высь, как жаворонок.
Б. Она хотела, что(бы) её сын вырос образованным и воспитанным человеком.
B. (В)следствие непредвиденной остановки в пути, мы прибыли к месту назначения с большим опозданием.
Г. (За)чем пойдёшь, то и найдёшь.
1. Выделенное слово пишется слитно, так как является союзом.
2. Выделенные слова пишутся раздельно, так как представляют собой сочетание наречия с частицей.
3. Выделенные слова пишутся раздельно, так как представляют собой сочетание существительного с предлогом.
4. Выделенное слово пишется слитно, так как является наречием с пространственным или временным значением.
5. Выделенное слово пишется слитно, так как является предлогом.
6. Выделенные слова пишутся раздельно, так как представляют собой сочетание местоимения с частицей.
7. Выделенные слова пишутся раздельно, так как представляют собой сочетание местоимения с предлогом.
В словосочетаниях найдите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И. Запишите это слово,
вставив пропущенную букву.
В железном капкан..; морские границ..; на нижн..м этаже; солёный грибоч..к; меж..гровой перерыв.
Найдите в предложениях слово с орфографической ошибкой и запишите его в исправленном виде (в той форме, в которой оно употреблено).
Аптекарь жил в своём доме, на первом этаже которого размещалась аптека. Всё её убранство было довольно скромное, но прочное, явно носящее аптекарьский характер: в нескольких витринах пестрели высушенные лекарственные растения, на подоконниках лежали стеклянные трубочки, а на столе стояли спиртовые лампы.
Укажите номера пропусков, на месте которых нужно поставить запятую. Ответ запишите цифрами в порядке возрастания.
Малиновка1)_ пролетавшая над тополем2)_ зацепила ветку своими тонкими3)_ как хрупкое стекло4)_ крыльями, и5)_ когда ветка закачалась, то с дерева посыпался пух.
Определите, в каких предложениях нарушены синтаксические нормы. Ответ запишите цифрами (порядок записи цифр не имеет значения). Например, 1245.
1) Выйдя на улицу, проливной дождь застал меня врасплох.
2) Талантливый режиссёр Мария Андреева поставила на сцене театра новый спектакль.
3) Дарья Дмитриевна рассердилась на глупую шутку брата.
4) Его крепкое телосложение не только доказывали его широкие плечи, но и сильные руки.
5) Возле церкви стояла старушка, которая была недавно отреставрирована.
(1) Бобр - животное из отряда грызунов с ценным мехом. (2) Мех высокий, густой, мягкий, от светло- до тёмно-коричневого сильно развита подпушка.
(3) Бобр имеет внешнее сходство с водяной крысой. ( 4) Тело у него обтекаемой формы небольшая голова с плотно прижатыми маленькими ушами, короткая шея и массивное, постепенно расширяющееся к середине туловище. (5) Оканчивается туловище сильным веслообразным хвостом, плоским и покрытым ороговевшими чешуйками. (6) Хвост служит рулём при плавании и нырянии, а в момент опасности бобр подаёт сигналы членам своей семьи, громко шлёпая хвостом по воде.
(7) Поверх губ торчат большие сильные резцы - одновременно пила и мотыга водного грызуна. (8) С помощью этих резцов он легко подтачивает за две - три минуты молодую осину толщиной в человеческую руку. (9) А благодаря замыкающимся мясистым ноздрям бобр, плотно сжав их, может находиться под водой четверть часа.
(10) Передние и задние конечности бобра различны. (11) Передние ноги маленькие, но сильные. (12) Они напоминают руки, так как бобр обычно ими пользуется при еде. (13) Задние ноги длиннее и снабжены плавательными перепонками. (14) Когти большие, на втором пальце задней конечности коготь раздвоен (для расчёсывания меха).
( 15) Бобр активен ночью и в сумерках, днём его активность снижается. ( 16) Живёт бобр возле чистой воды, на лесистом берегу.
Найдите в 11-м предложении относительное прилагательное и запишите его в той форме, в которой оно употреблено в тексте.
(1) Бобр - животное из отряда грызунов с ценным мехом. (2) Мех высокий, густой, мягкий, от светло- до тёмно-коричневого сильно развита подпушка.
(3) Бобр имеет внешнее сходство с водяной крысой. ( 4) Тело у него обтекаемой формы небольшая голова с плотно прижатыми маленькими ушами, короткая шея и массивное, постепенно расширяющееся к середине туловище. (5) Оканчивается туловище сильным веслообразным хвостом, плоским и покрытым ороговевшими чешуйками. (6) Хвост служит рулём при плавании и нырянии, а в момент опасности бобр подаёт сигналы членам своей семьи, громко шлёпая хвостом по воде.
(7) Поверх губ торчат большие сильные резцы - одновременно пила и мотыга водного грызуна. (8) С помощью этих резцов он легко подтачивает за две - три минуты молодую осину толщиной в человеческую руку. (9) А благодаря замыкающимся мясистым ноздрям бобр, плотно сжав их, может находиться под водой четверть часа.
(10) Передние и задние конечности бобра различны. (11) Передние ноги маленькие, но сильные. (12) Они напоминают руки, так как бобр обычно ими пользуется при еде. (13) Задние ноги длиннее и снабжены плавательными перепонками. (14) Когти большие, на втором пальце задней конечности коготь раздвоен (для расчёсывания меха).
( 15) Бобр активен ночью и в сумерках, днём его активность снижается. ( 16) Живёт бобр возле чистой воды, на лесистом берегу.
Найдите в 12 - м предложении текста словосочетание со связью примыкание и выпишите из него зависимое слово в область ответов.
(1) Бобр - животное из отряда грызунов с ценным мехом. (2) Мех высокий, густой, мягкий, от светло- до тёмно-коричневого сильно развита подпушка.
(3) Бобр имеет внешнее сходство с водяной крысой. ( 4) Тело у него обтекаемой формы небольшая голова с плотно прижатыми маленькими ушами, короткая шея и массивное, постепенно расширяющееся к середине туловище. (5) Оканчивается туловище сильным веслообразным хвостом, плоским и покрытым ороговевшими чешуйками. (6) Хвост служит рулём при плавании и нырянии, а в момент опасности бобр подаёт сигналы членам своей семьи, громко шлёпая хвостом по воде.
(7) Поверх губ торчат большие сильные резцы - одновременно пила и мотыга водного грызуна. (8) С помощью этих резцов он легко подтачивает за две - три минуты молодую осину толщиной в человеческую руку. (9) А благодаря замыкающимся мясистым ноздрям бобр, плотно сжав их, может находиться под водой четверть часа.
(10) Передние и задние конечности бобра различны. (11) Передние ноги маленькие, но сильные. (12) Они напоминают руки, так как бобр обычно ими пользуется при еде. (13) Задние ноги длиннее и снабжены плавательными перепонками. (14) Когти большие, на втором пальце задней конечности коготь раздвоен (для расчёсывания меха).
( 15) Бобр активен ночью и в сумерках, днём его активность снижается. ( 16) Живёт бобр возле чистой воды, на лесистом берегу.
Определите, каким членом предложения является слово, выделенное в 10 - м предложении текста. Ответ запишите в область ответов в именительном падеже.
(1) Это лето было на редкость знойным. (2) Вечера стояли душные, тихие, даже ночь не приносила облегчения. (3) Вот и сегодня казалось, что в густом, тягучем воздухе буквально застыли и город, и река и ничто не сможет оживить их. (4) И вдруг зажглась первая звезда, за ней другая, и вскоре всё небо покрылось звёздным узором, россыпью огоньков отразившимся в реке.
(5) В доме на берегу не спал маленький мальчик. (6) Он смотрел на звёзды и видел неведомый, фантастический мир, в котором живут необыкновенные существа и добрые, щедрые и могущественные люди. (7) Вот Козерог, а вот созвездие Водолея. (8) Водолей — это сказочный король, который вытянул руку, чтобы с его ладони падала вниз, на Землю, серебряная струя. (9) А вон Скорпион, Телец, Дева, Рыбы... (10) Огромный небесный мир, полный жизни!
(11) Мальчику вдруг вспомнился бабушкин рассказ о далёких временах, когда люди верили, что звёзды — это серебряная накидка, украшающая голову неба, и что по ним можно определить, сколько живых душ обитает на земле. (12) Родился человек — зажглась звезда, отдал Богу душу — и звезда закатилась, погасла. (13) Большие и яркие звёзды принадлежат князьям, царям, а маленькие и тусклые — неудачникам и беднякам, самые же крошечные, еле различимые глазом — всем остальным существам: птицам, рыбам, животным.
(14) Маленький художник не спал до рассвета, мысленно рисуя одну картину за другой в ожидании завтрашнего дня, когда он сможет взять в руки кисть.
Найдите в предложениях 5—6 слово, употреблённое в значении «обладающий большой силой, властью, влиянием». Запишите это слово в область ответов в той форме, в которой оно использовано в тексте.
(1) Это лето было на редкость знойным. (2) Вечера стояли душные, тихие, даже ночь не приносила облегчения. (3) Вот и сегодня казалось, что в густом, тягучем воздухе буквально застыли и город, и река и ничто не сможет оживить их. (4) И вдруг зажглась первая звезда, за ней другая, и вскоре всё небо покрылось звёздным узором, россыпью огоньков отразившимся в реке.
(5) В доме на берегу не спал маленький мальчик. (6) Он смотрел на звёзды и видел неведомый, фантастический мир, в котором живут необыкновенные существа и добрые, щедрые и могущественные люди. (7) Вот Козерог, а вот созвездие Водолея. (8) Водолей — это сказочный король, который вытянул руку, чтобы с его ладони падала вниз, на Землю, серебряная струя. (9) А вон Скорпион, Телец, Дева, Рыбы... (10) Огромный небесный мир, полный жизни!
(11) Мальчику вдруг вспомнился бабушкин рассказ о далёких временах, когда люди верили, что звёзды — это серебряная накидка, украшающая голову неба, и что по ним можно определить, сколько живых душ обитает на земле. (12) Родился человек — зажглась звезда, отдал Богу душу — и звезда закатилась, погасла. (13) Большие и яркие звёзды принадлежат князьям, царям, а маленькие и тусклые — неудачникам и беднякам, самые же крошечные, еле различимые глазом — всем остальным существам: птицам, рыбам, животным.
(14) Маленький художник не спал до рассвета, мысленно рисуя одну картину за другой в ожидании завтрашнего дня, когда он сможет взять в руки кисть.
Определите падеж существительного, выделенного в 14-м предложении текста. Ответ запишите в область ответов в именительном падеже (например, родительный).
(1) «Это подлинник», — с уважением говорят про картину или скульптуру. (2) Казалось бы, можно, легко листая журнал или книгу, где помещены разнообразные репродукции работ художников и скульпторов, познакомиться с их многогранным творчеством. (3) Но почему люди всё-таки стремятся в музеи и картинные галереи? (4) Почему, для того чтобы посмотреть подлинник, они едут в другой город или даже страну?
(5) Эти вопросы очень важны для формирования правильного отношения к искусству. (6) Художник не просто положил краски на холст, стараясь сделать это как можно красивее. (7) Нет, в картину он всегда вкладывает своё отношение к тому, что изображает, свои переживания и мысли — словом, своё неповторимое, потому что каждый видит мир по-своему. (8) Встреча с произведением искусства — это также встреча с его создателем.
(9) Стоя перед картиной или скульптурой, мы стараемся понять её творца, разгадать то, что он хотел нам сказать. (10) И чем больше мы смотрим на картину-подлинник, тем больше она говорит нам, тем больше раскрывается перед нами её красота и своеобразие. (11) Рассказать обо всём этом, передать очарование подлинника не в силах даже самая совершенная копия.
Прочитайте текст и укажите высказывания, которые точно отражают содержание текста:
1) По-настоящему с творчеством художников и скульпторов можно познакомиться, только обратившись к книгам и журналам.
2) В картинах отражается неповторимый мир художника.
3) Встречаясь с произведением искусства, вы встречаетесь и с его создателем.
4) Только подлинник позволяет понять творца, разгадать его замысел.
5) Самая совершенная копия в состоянии передать очарование подлинника.
(1) «Это подлинник», — с уважением говорят про картину или скульптуру. (2) Казалось бы, можно, легко листая журнал или книгу, где помещены разнообразные репродукции работ художников и скульпторов, познакомиться с их многогранным творчеством. (3) Но почему люди всё-таки стремятся в музеи и картинные галереи? (4) Почему, для того чтобы посмотреть подлинник, они едут в другой город или даже страну?
(5) Эти вопросы очень важны для формирования правильного отношения к искусству. (6) Художник не просто положил краски на холст, стараясь сделать это как можно красивее. (7) Нет, в картину он всегда вкладывает своё отношение к тому, что изображает, свои переживания и мысли — словом, своё неповторимое, потому что каждый видит мир по-своему. (8) Встреча с произведением искусства — это также встреча с его создателем.
(9) Стоя перед картиной или скульптурой, мы стараемся понять её творца, разгадать то, что он хотел нам сказать. (10) И чем больше мы смотрим на картину-подлинник, тем больше она говорит нам, тем больше раскрывается перед нами её красота и своеобразие. (11) Рассказать обо всём этом, передать очарование подлинника не в силах даже самая совершенная копия.
Определите стиль и тип речи текста из задания В1:
1) стиль публицистический, тип речи — рассуждение;
2) стиль разговорный, тип речи — рассуждение;
3) стиль художественный, тип речи — описание;
4) стиль научный, тип речи — повествование;
5) стиль официально-деловой, тип речи — описание.
(1) «Это подлинник», — с уважением говорят про картину или скульптуру. (2) Казалось бы, можно, легко листая журнал или книгу, где помещены разнообразные репродукции работ художников и скульпторов, познакомиться с их многогранным творчеством. (3) Но почему люди всё-таки стремятся в музеи и картинные галереи? (4) Почему, для того чтобы посмотреть подлинник, они едут в другой город или даже страну?
(5) Эти вопросы очень важны для формирования правильного отношения к искусству. (6) Художник не просто положил краски на холст, стараясь сделать это как можно красивее. (7) Нет, в картину он всегда вкладывает своё отношение к тому, что изображает, свои переживания и мысли — словом, своё неповторимое, потому что каждый видит мир по-своему. (8) Встреча с произведением искусства — это также встреча с его создателем.
(9) Стоя перед картиной или скульптурой, мы стараемся понять её творца, разгадать то, что он хотел нам сказать. (10) И чем больше мы смотрим на картину-подлинник, тем больше она говорит нам, тем больше раскрывается перед нами её красота и своеобразие. (11) Рассказать обо всём этом, передать очарование подлинника не в силах даже самая совершенная копия.
Определите, какой звук в слове, выделенном в 4-м предложении текста из задания В1, охарактеризован неправильно, и запишите нужный номер:
1) [г] — согл., глух., твёрд.;
2) [о] — гл., ударн.;
3) [р] — согл., звонк., твёрд.;
4) [а] — гл., безударн.;
5) [т] — согл., глух., твёрд
(1) «Это подлинник», — с уважением говорят про картину или скульптуру. (2) Казалось бы, можно, легко листая журнал или книгу, где помещены разнообразные репродукции работ художников и скульпторов, познакомиться с их многогранным творчеством. (3) Но почему люди всё-таки стремятся в музеи и картинные галереи? (4) Почему, для того чтобы посмотреть подлинник, они едут в другой город или даже страну?
(5) Эти вопросы очень важны для формирования правильного отношения к искусству. (6) Художник не просто положил краски на холст, стараясь сделать это как можно красивее. (7) Нет, в картину он всегда вкладывает своё отношение к тому, что изображает, свои переживания и мысли — словом, своё неповторимое, потому что каждый видит мир по-своему. (8) Встреча с произведением искусства — это также встреча с его создателем.
(9) Стоя перед картиной или скульптурой, мы стараемся понять её творца, разгадать то, что он хотел нам сказать. (10) И чем больше мы смотрим на картину-подлинник, тем больше она говорит нам, тем больше раскрывается перед нами её красота и своеобразие. (11) Рассказать обо всём этом, передать очарование подлинника не в силах даже самая совершенная копия.
Найдите в 9-м предложении текста из задания В1 разноспрягаемый глагол и запишите его в начальной форме.
(1) «Это подлинник», — с уважением говорят про картину или скульптуру. (2) Казалось бы, можно, легко листая журнал или книгу, где помещены разнообразные репродукции работ художников и скульпторов, познакомиться с их многогранным творчеством. (3) Но почему люди всё-таки стремятся в музеи и картинные галереи? (4) Почему, для того чтобы посмотреть подлинник, они едут в другой город или даже страну?
(5) Эти вопросы очень важны для формирования правильного отношения к искусству. (6) Художник не просто положил краски на холст, стараясь сделать это как можно красивее. (7) Нет, в картину он всегда вкладывает своё отношение к тому, что изображает, свои переживания и мысли — словом, своё неповторимое, потому что каждый видит мир по-своему. (8) Встреча с произведением искусства — это также встреча с его создателем.
(9) Стоя перед картиной или скульптурой, мы стараемся понять её творца, разгадать то, что он хотел нам сказать. (10) И чем больше мы смотрим на картину-подлинник, тем больше она говорит нам, тем больше раскрывается перед нами её красота и своеобразие. (11) Рассказать обо всём этом, передать очарование подлинника не в силах даже самая совершенная копия.
От глагола, выделенного во 2-м предложении текста из задания В1, образуйте действительное причастие прошедшего времени и запишите его в начальной форме.
(1) «Это подлинник», — с уважением говорят про картину или скульптуру. (2) Казалось бы, можно, легко листая журнал или книгу, где помещены разнообразные репродукции работ художников и скульпторов, познакомиться с их многогранным творчеством. (3) Но почему люди всё-таки стремятся в музеи и картинные галереи? (4) Почему, для того чтобы посмотреть подлинник, они едут в другой город или даже страну?
(5) Эти вопросы очень важны для формирования правильного отношения к искусству. (6) Художник не просто положил краски на холст, стараясь сделать это как можно красивее. (7) Нет, в картину он всегда вкладывает своё отношение к тому, что изображает, свои переживания и мысли — словом, своё неповторимое, потому что каждый видит мир по-своему. (8) Встреча с произведением искусства — это также встреча с его создателем.
(9) Стоя перед картиной или скульптурой, мы стараемся понять её творца, разгадать то, что он хотел нам сказать. (10) И чем больше мы смотрим на картину-подлинник, тем больше она говорит нам, тем больше раскрывается перед нами её красота и своеобразие. (11) Рассказать обо всём этом, передать очарование подлинника не в силах даже самая совершенная копия.
Определите тип 10-го предложения текста из задания В1:
1) сложносочинённое;
2) сложноподчинённое;
3) бессоюзное сложное;
4) сложное с подчинительной и сочинительной связью;
5) сложное с подчинительной и бессоюзной связью.
(1) Октябрь был удивительно холодный, ненастный. (2) Тесовые крыши почернели. (3) Спута(н/нн)ая трава в саду полегла.
(4) Над лугами тащились из-за реки, цеплялись за голые ветки старых деревьев рыхлые тучи. (5) Из них назойливо сыпался мелкий дождик. (6) По просёлочным дорогам уже нельзя было ни пройти, ни проехать.
(7) Катерине Петровне стало ещё труднее вставать по утрам и видеть всё то же: комнаты, где застоялся горький запах нетопленых печей, пыльный «Вестник Европы», пожелтевшие чашки на столе, давно не чищенный самовар и картины на стенах. (8) Может быть, в комнатах было слишком сумрачно, или, может быть, картины потускнели от времени, но на них ничего нельзя было разобрать. (9) Катерина Петровна только по памяти знала, что вот эта картина — портрет её отца, а вот эта — маленькая, в золотой раме — подарок Крамского, эскиз к его «Неизвестной».
(10) Катерина Петровна доживала свой век в старом доме, который постро..л её отец — известный художник. (11) В старости художник вернулся из Петербурга в своё село, жил на покое и занимался садом. (12) Но писать он уже не мог, поскольку дрожала рука. (13) Да и зрение ослабло, часто болели глаза.
(14) Дом был, как говорила Катерина Петровна, «мемориальный». (15) И поэтому он находился под охраной областного музея.
В слове, выделенном в 10-м предложении текста, пропущена буква. Запишите это слово, вставив пропущенную букву (в той форме, в которой оно употреблено в тексте).